Никольско-Иорданская Церковь
 

 

 

Главная
История храма
Житие св. Николая
Чудеса св. Николая
Обзор икон св. Николая
Православный календарь
О Постах
Молитвы
Десять заповедей
Домашний иконостас
Расписание служб
Гостевая книга
Ваша помощь

 

Сервер 'Россия Православная'

 

  Обзор икон св. Николая /

ПОЯСНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ

Икона святителя Николая Чудотворца. XII - XIII вв. Свято-Духов монастырь, Новгород Икона святителя Николая Чудотворца. XVII в. Трапезная церковь царевича Димитрия на крови Угличского кремля

 

ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Поясной образ святителя Николая является одним из наиболее ранних типов изображения святителя в иконописи. Эта иконография была заимствована из Византии, где была особенно популярна в XI-XII столетиях. Представленный в полном святительском облачении в торжественной иератической позе святитель держит в левой руке Евангелие и благословляет правой. Традиционными являются изображения святителя Николая с закрытым Евангелием к руках, к менее распространенным относятся иконы святителя с раскрытым Евангелием, хотя такие образы в русской иконописи известны с XIII века. Евангелие, которое св. Николай держит в руках, раскрыто на страницах, откуда взято начало текста службы святому угоднику. Интерес к этой иконографии и особое ее распространение приходятся на позднейшее время XVIII-XIX веков.

Часто вверху помещены фигуры Христа и Богоматери. Они напоминают о чуде на Никейском соборе 325 г. На нём разбирался вопрос об учении Ария, утверждавшего, что Иисус Христос имел только Божественное естество, а человеческого не имел. Это учение было определено как еретическое, ложное. Во время споров святитель Николай ударил Ария по щеке. Собравшиеся на Собор отцы решили, что такое проявление ревности недопустимо и общим решением лишили святительского сана Николая и заключили его в темницу. Однако, многим из них было видение во сне, в котором Сам Господь вручил ему Евангелие, а Пресвятая Богородица одела на него омофор. После этого святителю вернули сан архипастыря. Такие изображения известны в русской иконописи с конца XIII в. Описание этого события в житии святого в русской письменности входит в так называемую некнижную редакцию "Жития Николы", получившую распространение в ХV-XVI вв. Изображения Христа и Богоматери в более древних изображенияж распологались в медальонах. Однако постепенно на смену приходят другие, более свободные и разнообразные способы их размещения. Так, в данной иконе Спаситель и Богородица помещены в облачных сегментах: прием, известный по ряду памятников XVII в.

 

Источники: http://nesusvet.narod.ru/ico/books/nechaeva.htm
http://www.museum.ru/N26038
http://nikola-ygodnik.narod.ru

 

Copyright © Николо-Иорданская Церковь 2007-2008